Еще недавно залогом успешной карьеры считался диплом о высшем образовании. Это привело к тому, что рынок труда стал переполнен молодыми специалистами с “корочками” вузов, которые не могли найти себе соответствующее место работы. Вместе с этим образовалась брешь среди специалистов со средним профессиональным образованием. Работодатели забили тревогу: грамотных, квалифицированных рабочих катастрофически не хватает. А между тем костяк любого производства, в том числе и технологичного, – это высококвалифицированный специалист со средним специальным образованием.
Однако говоря о дефиците кадров, нельзя забывать, что речь идет не только непосредственно о количестве выпускников, но и о качестве их подготовки, которая должна не просто удовлетворять сегодняшним производственным требованиям, но и играть на опережение.
Именно поэтому в 2017 году по инициативе Агентства развития навыков и профессий был внедрен новый инструмент оценки квалификации выпускников колледжей и техникумов – демонстрационный экзамен, который позволяет оценить практические навыки молодого специалиста и соответствует главному требованию времени – применению теоретических знаний на практике.
Кроме того, демонстрационный экзамен – это еще и независимый инструмент оценки, так как в комиссии присутствуют сторонние эксперты, в частности представители бизнеса, работодатели.
“Демонстрационный экзамен является эффективным инструментом независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся, которая достигается через привлечение внешних экспертов, в том числе практиков с предприятий, – отмечает директор Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства Ольга Бурганова. – Оценочный инструментарий позволяет очень точно выставить объективные и субъективные оценки. Главные преимущества перед другими формами экзаменов состоят в том, что демэкзамен проводят в максимально приближенных к профессиональной реальности условиях на самом современном оборудовании, моделируя производственные процессы. Это позволяет студентам решать практические производственные задачи на глазах у комиссии”.
Задания для демонстрационного экзамена ежегодно актуализируются, поэтому не происходит затачивания выпускников под какое-то одно конкретное действие, а предоставляется возможность проверить широкий круг их навыков.Внедрение демонстрационного экзамена позволило не просто добавить новый инструмент оценки, а повлияло на трансформацию системы подготовки кадров в целом.
“Для проведения демэкзамена необходимо хорошее техническое оснащение, современная, периодически обновляемая учебная база, преподаватели, которые постоянно проходят повышение квалификации, – рассказывает заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Агентства развития навыков и профессий Олег Базер. – В целом за годы внедрения демонстрационного экзамена повысился престиж техникумов и колледжей. Мы видим это на примере студентов, которые сегодня с удовольствием приходят учиться, они более замотивированы на получение новых знаний и овладение новыми навыками. И если раньше по каким-то специальностям существовал недобор, то сегодня на одно место претендуют уже несколько человек. Колледж превратился из учреждения, где просто чему-то учат, в полноценную интересную образовательную среду”.Демонстрационный экзамен позволил решить еще одну важную задачу – привлечь бизнес, потенциальных работодателей в стены учебного заведения. Сегодня много говорится о том, что современное образование не может быть оторвано от того производства, той сферы, для которой оно поставляет кадры. Только активное взаимодействие позволит предприятиям решить вопрос с пополнением кадров, а выпускникам не остаться без работы, трудоустроиться по специальности с конкурентной заработной платой.
“Взаимодействие колледжа и предприятий начинается с этапа подготовки образовательных программ, в том числе программ государственной итоговой аттестации, – поясняет Ольга Бурганова. – Нередко предприятия становятся социальными партнерами нашего колледжа – помогают на безвозмездной основе оснастить площадку демонстрационного экзамена: предоставляют расходные материалы, инструмент. Например, для оснащения площадки демонстрационного экзамена по компетенции ˝Облицовка плиткой˝ партнеры колледжа поставляют строительные смеси, плитку – все необходимое для подготовки и проведения демэкзамена”.”Участие в демонстрационном экзамене помогает нам выявить именно тех специалистов, которые наиболее подходят для тех или иных производственных задач, – говорит директор “АЯК-Регионы” Алексей Кравченко. – Это возможность посмотреть на их квалификацию в деле”.Нередко выпускники по итогам демонстрационного экзамена получают не просто оценки, а реальные предложения трудоустройства.Для самих работодателей и участие в комиссии демонстрационного экзамена, и в целом взаимодействие с учебными заведениями оборачивается целым рядом плюсов. Во-первых, решается вопрос с поиском квалифицированных кадров под конкретные производственные задачи. Это позволяет экономить предприятиям не только время, но и ресурсы. Во-вторых, взаимодействуя с колледжем или техникумом не только в рамках демонстрационного экзамена, но и, например, на стадии формирования образовательных программ, проведения производственных практик, мастер-классов и т. д., работодатель получает возможность вырастить специалиста для себя, лояльного к его компании.”Выпускник, прошедший демонстрационный экзамен, – это практически готовый специалист, – считает Олег Базер. – Компании отмечают, что уровень владения компетенциями выпускников вырос, существенно сократилось время адаптации молодых специалистов на производстве”.По итогам демонстрационного экзамена выпускнику выдается скиллс-паспорт, в котором отмечено, какие конкретно навыки продемонстрировал молодой специалист и как они были оценены экспертами.
“При приеме на работу скиллс-паспорт может сыграть свою положительную роль, ведь работодатель видит не просто абстрактные оценки в дипломе, а конкретный уровень подготовки по тому или иному направлению. Сдающих экзамен студентов оценивают по объективным и судейским критериям. Например, в компетенции “Хлебопечение” объективные критерии включают размер, количество, вес изделий. В то время как судейский критерий предполагает оценку внешнего вида, вкусовых качеств продукта, – отмечает директор департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития навыков и профессий Данил Уфимцев. – В скиллс-паспорте может быть отражено от 50 до 300 различных аспектов квалификации, которые оценены экспертами, поэтому, даже не видя выпускника на демонстрационном экзамене, работодатель с помощью скиллс-паспорта может получить наиболее полную картину его квалификации. Это дает возможность работодателю принять на работу действительно нужного человека с необходимым набором знаний и компетенций, а выпускнику – трудоустроиться непосредственно по своей специальности и делать то, что он действительно умеет. Скиллс-паспорт является большим преимуществом и хорошим дополнением к диплому”.
Результаты исследования, проведенного в 31 регионе среди выпускников системы СПО, показали, что уровень заработной платы успешно сдавших демонстрационный экзамен выше, чем у тех, кто не подтверждал свои компетенции этим инструментом. Кроме того, 61% таких студентов успешно трудоустраивается, что превышает среднероссийский уровень – 55%.
Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки навыков выпускника колледжа или техникума был впервые внедрен в 2017 году. Тогда в нем приняли участие 13999 человек из 244 образовательных организаций 26 субъектов Российской Федерации, сдавшие демонстрационный экзамен по 73 компетенциям. В 2022 году через процедуру демонстрационного экзамена по программам СПО в рамках государственной итоговой аттестации прошли более 200 тыс. обучающихся из более чем 2,5 тыс. образовательных организаций во всех 85 субъектах Российской Федерации. Экзамен охватил 164 компетенции и 229 профессий и специальностей. Всего за весь период существования проекта через демонстрационный экзамен прошли более 900 тыс. человек по различным образовательным программам.
Спустя пять лет после внедрения демонстрационного экзамена можно с уверенностью сказать, что инструмент позволил вывести систему подготовки кадров на новый уровень, наладить связь образовательной среды с бизнесом, работодателями и дать рынку труда специалистов, которые по-настоящему востребованы.